© 2017 Антонина Оксанич  

Когда ребенок не хочет учиться: о стрессе, игре и гаджетах

 

Сегодняшний мир называют нарциссическим: он динамичен, изменчив и требует от нас эффективности. А если быть точным, мы сами требуем от себя, окружающих и своих детей постоянных успехов и результатов. Нам кажется, что если ребенок хорошо учится, разносторонне развит и посещает несколько кружков, значит, мы хорошие родители и нам есть чем гордиться. Но когда он лениться, приносит плохие отметки, не любит читать или хочет просто напросто посидеть дома, «ничего не делая», значит родитель я никудышный. Чувствовать себя плохим отцом или матерью неприятно, поэтому чаще всего мы справляемся с таким некомфортным переживанием путем исправления своего чада. Вот здесь и замыкается порочный круг взаимного недовольства: родитель все больше давит на ребенка, а он, в свою очередь, все сильнее сопротивляется учебе.

 

Первый шаг – признаться себе, что я «плохой», то есть, неидеальный и не всесильный родитель и немного погрустить по этому поводу. Я не шучу, это то, чем я сама периодически занимаюсь, когда сталкиваюсь со сложностями в воспитании детей. Кроме грусти я чувствую стыд за ребенка, если мне на него жалуются другие. И в этом стыде я снова сталкиваюсь со своим несовершенством, осознаю, и маленькими шажочками принимаю его.

 

Когда получается отделить поведение ребенка от своей самооценки, происходит чудо, мы перестаем так эмоционально реагировать на свое чадо и даем ему больше свободы быть собой.

 

Только в этом случае мы способны отключиться от своего «эго» и увидеть реальные потребности и возможности своего ребенка, заметить его индивидуальность, темп, интересы.

 

Удивительно то, что дети по своей природе очень любопытны, они ежесекундно изучают мир, они все время открыты к познанию. Когда возникает сопротивление, значит, в этом есть причина: переутомление, испорченное настроение, конфликт, стресс, в чем стоило бы разобраться.

 

А также немаловажно учитывать темперамент ребенка.

Интроверту сложно находиться в большой группе детей, много общаться и часто сменять обстановку. Такому ребенку нужно время, чтобы восстановиться после садика или школы, уединиться в комнате и тихонько повозиться с конструктором, пазлами, другими мелкими деталями. Такие занятия успокаивают интроверта и дают возможность восстановиться. Теперь представим, что такого ребенка тянут после школы на кружки, а потом домашнее задание, расспросы, обсуждения – голова идет кругом.

 

Экстраверты, общительные, подвижные дети, напротив, нуждаются в том, чтобы их внутренние импульсы выходили наружу. Их деятельность должна часто сменяться, а усидчивость и однообразие забирают много сил и вызывают раздражительность. 45 минут за партой – это каторга на физиологическом уровне для активного ребенка. Таким детям нужно много движений и свежего воздуха после учебы, чтобы они могли восстановиться после занятий.

 

Если стресс после школы выплескивается в виде агрессии, то ребенку стоит помочь выпустить напряжение, а не осуждать за это.

С сангвиниками можно понарошку побороться, покидать мяч, попрыгать на батутах, а холерику больше подойдет сенсорная релаксация: массаж, теплая ванна, бассейн, игра с песком, пластилином и другими сенсорными материалами, рисование.

Каждый ребенок индивидуален, родителям стоит пробовать и находить вместе с чадом ресурсы для восстановления.

 

Что еще важно! Кроме периода восстановления, у ребенка должно быть время для свободной игры, собственного творчества, которое помогает ему прикоснуться к себе. Когда человек загружен выполнением чужих задач, ему не хватает времени прислушаться к своему внутреннему миру, ощутить свои потребности, желания, интересы. Свободная игра интуитивным образом гармонизирует ребенка, наполняет радостью и развивает в той области, где живет его интерес. Рекомендую замечательную книгу о значении свободной игры «Покой, игра, развитие» Деборы Макнамары.

 

Некоторые мамы жалуются, что их дети не умеют сами играть и скучают, если их не развлекают. Эту ситуацию нужно поисследовать. Дело может быть не в игре, а в том, что ребенку не хватает близости, эмоций или внимания от родителей. Полчаса эмоционально включенной игры может быть достаточно для удовлетворения этой потребности.

Второй случай, когда сама мама, больше чем ребенок, переживает о его скуке. Как только он заявляет, что ему нечем заняться, она сразу же мчится его развлекать. В таком случае, у ребенка даже не возникает возможности самому обойтись со своей скукой и попробовать увлечь себя самостоятельно. Выдерживайте паузу, перед тем, как что-то делать, лучше расспросите ребенка, как он поживает и чувствует себя, как прошел его день и что ему сейчас интересно. Замечаю, что заданий в жизни школьника больше, чем интереса взрослых к его внутреннему миру.

 

А теперь о мультиках и компьютерный играх.

Давайте подумаем, зачем мы сами включаем телевизор, листаем новостную ленту и общаемся в фейсбук? От скуки, одиночества, чтобы расслабиться или пообщаться с друзьями? 

Также и у детей могут быть разные потребности. Если это скука, пробуйте заинтересовывать живыми играми, спортом, общением, возможно, вашему ребенку мало активности и впечатлений.

Если вы замечаете, что гаджеты помогают расслабиться и скинуть напряжение после школы, дозируйте их, договаривайтесь с ребенком о времени, которое он может провести за компьютером. Для нервной системы гораздо лучше, если напряжение снимается на телесном, сенсорном уровне, о чем писала выше.

Иногда мои активные мальчишки перевозбуждаются игрой, пора ложиться спать, а они гасают неугомонно. В этом случае, мне помогают мультики. Я их включаю на 20-30 минут, успокаивая детей. Мы выбираем в интернете добрые и познавательные мультфильмы. Компьютерные игры я не загружаю на планшет, с ними они еще не знакомы. 

Что касается школьников, главная потребность детей старше 10 лет – общение со сверстниками, именно поэтому они так любят сетевые компьютерные игры, где можно встречаться с друзьями в онлайн. Относитесь к этому с уважением, и тем не менее, поддерживайте дружбу детей вживую, на секциях, приглашайте в гости, дружите с мамами других подростков.

 

Хорошо, когда у нас получается замечать внутренний мир ребенка, без собственных проекций, ожиданий и представлений о правильном, только тогда можно по-настоящему встретиться и быть ему опорой в обнаружении себя.

Поделиться в Facebook
Поделиться в Twitter
Please reload

Недавние посты
Please reload

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now