© 2017 Антонина Оксанич  

Что нужно малышу для гармоничного развития

17.02.2017

 

У новорожденного наряду с физическим развитием происходит формирование мозга, простраиваются нейронные связи. И вот тут имеют значение два главных фактора – среда и генетика.
Как бы вы ни занимались малышом, невозможно сделать из него великого музыканта, если соответствующие данные не заложены природой. И наоборот, для развития талантов необходима благоприятная среда. 

С рождения до года


Новорожденному в первые месяцы жизни особенного «развития» не нужно.

В первую очередь родителям следует удовлетворять физиологические потребности нового члена семьи.


Вторым важным фактором для закладки фундамента благоприятного развития ребенка является эмоциональный контакт с родителями, их улыбки, объятия, любовь.

К трем месяцам у младенца появляется комплекс оживления – малыш узнает близких людей, улыбается, радуясь им всем своим телом, вздергивая ручками и ножками. Это первые проявления развития эмоционального интеллекта.


Для ребенка в этот период родители – это весь мир. Интерес малыша, доверие к миру и любознательность формируются с таких вот базовых моментов, как радость от общения с мамой и папой.


У детдомовских детей комплекс оживления выражен слабо, так как у них не формируется привязанности к меняющимся каждый день нянечкам. Это приводит к вялости и безразличию. По мнению ученых, отсутствие эмоционального контакта может привести к задержке умственного развития и психологическим проблемам у детей.


Третий фактор - тактильность, которая подразумевает прикосновения к ребенку, поглаживания, обнимашки, потешки, различные пальчиковые игры и прятки. Тактильные ощущения активизируют работу мозга, усиливают эмоциональный контакт с родителями и знакомят малыша с его телом. 
«Совместный сон и слингоношение также насыщают ребенка тактильными ощущениями. Если родителям они не близки, пусть чаще носят малыша на руках в течение дня»

В-четвертых – активность, под которой подразумевается свободное ползание, изучение среды, чему способствуют спортивный уголок для маленьких, детская площадка, игровые комнаты. Когда ребенок ползает, у него развивается левое полушарие, которое отвечает за логику, ориентацию в пространстве. А манеж или ходунки ограничивают двигательную активность малыша, и сегодня не приветствуются психологами и врачами.

 

Главное в раннем развитии до года – это ощущение безопасности, которое формируется через удовлетворение базовых потребностей ребенка. Если рядом есть заботливые и любящие родители, младенец будет развиваться по законам природы естественным образом.

1-3 года 
В этот период для развития малыша еще большее значение приобретает привязанность, она становится более глубокой. Главная задача родителей поддерживать:


- физическую активность
Играйте с ребенком в мяч, прятки, догонялки, учите кататься на самокате и велосипеде, посещайте бассейн и детские площадки, прыгайте на батутах, больше веселитесь вместе со своим малышом.


- совместную деятельность
C года дети очень заинтересованы в делах родителей – хотят во всем участвовать и помогать в хозяйстве: с папой чинить замок, с мамой поливать цветы, развешивать белье и т.п.
Не отмахивайтесь от ребенка, который хочет вам помогать в домашних делах. Малыш и вправду может вам мешать, но важно понимать, что для его развития это важно. Со стороны физиологии у него развивается ловкость, крупная и мелкая моторика. А с психологической точки зрения совместная деятельность дает почувствовать малышу, что он полноценный член семьи. Это повышает его самооценку, придает ощущение взрослости и служит профилактикой кризиса трех лет.

- практическое изучение мира
Лучше один раз познакомить малыша с горячим, разрешив ему опустить палец в слегка горячую воду, чем сто раз рассказать об этом. Можно десятки раз показывать картинки с коровой, но впечатлится ребенок только тогда, когда увидит ее вживую. По возможности, знакомьте ребенка с живой природой, которую можно осязать всеми органами чувств.


- развитие мелкой моторики
Ученые единодушны, что развитие мелкой моторики ребенка активизирует и развитие его мозга. Родители могут не беспокоиться, дети этого возраста сами проявят интерес к мелким предметам, главное, не отбивать у них охоту. Пусть играют с пуговицами, горохом, орехами, складывая их в коробочки и баночки. Лепите с ребенком пельмени, крутите шарики из пластилина, пасочки из мокрого песка. Для творчества используйте пальчиковые краски, мелки. Разрешайте ребенку играться с крупами, получая полное разнообразие сенсорного опыта.
В этом возрасте дети открыты ко всему, они с удовольствием впитывают новые ощущения и новый опыт. Приобщайте детей к творчеству, к музыке, к практической жизни и природе.

О вреде раннего развития

Я придерживаюсь принципа, что обучение и развитие ребенка должны быть исключительно добровольными, в радость и удовольствие ребенка.
Если малыша тянет к музыке, музицируйте. Если ему нравятся книги, читайте вместе книги. Если он в восторге от игры в футбол, поддерживайте инициативу. Например, Мария Монтессори в основу своей методики заложила веру в то, что ребенок интуитивно тянется к тому, что является самым важным в его развитии в данный момент времени. Поэтому нежелательно только то, что насаждается взрослыми, вредна критика, гиперконтроль и гиперопека.


Развитие и познание – это удовольствие, которого лишились некоторые взрослые. Не стоит отбирать эту радость у своих детей, пускай познают мир в своем темпе, прислушиваясь в первую очередь к себе. А взрослые тем временем могут не останавливать свое развитие, занимаясь творчеством и хобби.

Поделиться в Facebook
Поделиться в Twitter
Please reload

Недавние посты
Please reload

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now