© 2017 Антонина Оксанич  

6 ошибок: что ухудшает отношение между братьями и сёстрами?

 

 

Каждый родитель хочет, чтобы его дети дружили, любили и поддерживали друг друга. Из самых благих намерений взрослые мирят детей, решают их конфликты, учат делится. Но иногда

«помощь» родителей приводит к обратному результату, ревность усиливается, а злость накапливается.

 

Давайте рассмотрим главные ошибки воспитания сиблингов (братиков и сестричек).

 

1. Долженствование

 

Родители часто, даже не задумываясь, говорят своим детям: «Ты же старший, должен быть мудрее, уступать, смотреть за младшим!"

Все наши послания со словами «должен» только усиливают ревность и плохое отношение к младшему ребенку. Насильно мил не будешь. И это совсем не значит, что старшего не нужно привлекать в помощь по уходу за малышом. Нежные чувства, заботливость можно пробуждать в старшем ребенке, как раз привлекая в совместную заботу о младенце, благодаря за его помощь. Когда старший чувствует свою значимость, получает похвалу, он естественным образом захочет и дальше заботиться о младшем, без принуждения. Иногда не захочет, и тоже имеет на это право. Не забывайте, что старший все еще остается ребенком, также нуждается в вашей заботе и не может брать ответственность за младшего братика или сестричку.

 

2. Сравнение и пример

 

«Посмотри, Ваня уже доедает тарелку супа, Ваня уже оделся, Ваня слушается родителей!»

Взрослые думают, что такой пример должен мотивировать ребенка, но на самом деле, сравнение только накапливает раздражение к брату или сестре.

Важно, чтобы родители замечали различая своих детей, в аппетите, скорости, темпераменте, знали их сильные и слабые стороны. В большой семье и правда сложно подстроиться под индивидуальность каждого, но можно подумать, как лучше организовать детей. Например, медленного ребенка поднимать первым, быстрому придумать занятие, чтобы не канючил и не скучал. Для вечно голодного носить в сумке яблоко, для нетерпеливого обозначать последовательность всех дел.

 

3. Соревнование: «Кто первый?»

 

Родители часто используют дух соперничества для того, чтобы ускорить своих детей. «Кто из вас первый поест, оденется, закончит работу?». Этот метод действительно работает, но имеет много подводных камней. Дети не воспринимают соперничество как игру, для них все по правде, они включаются эмоционально, при выигрыше чувствуют свое превосходство, при проигрыше злятся на брата или сестру. И в дальнейшем, суть своих отношений будут видет в соперничестве, а не в дружбе и взаимной поддержке.

Если и устраивать соревнования, то так, чтобы сиблинги были в одной команде, учась при этом помогать друг другу. Например, они могут соревноваться с соседом, папой, с песочными часами или таймером.

 

4. Отсутствие права на личные границы

 

Родители думают, что совместные вещи должны научить детей делиться и быть дружней. Но все наоборот. Игрушки и вещи для ребёнка - продолжение его самого, его личности, они его сила и безопасность. Когда мы заставляем ребёнка делиться, мы как будто предаём его, нарушая чувство безопасности. И чем настойчивее мы это делаем, тем тревожней он становится в этом месте. Если мы подкрепляем свои аргументы словами "он же твой брат, ты должен и тд.", ребёнок чувствует, что вы на стороне второго, это усиливает злость и ревность.

В семье должно быть распределение вещей и территории на личное и общее. Личные вещи другого можно брать только по разрешению или обмену. Общие игрушки брать по очереди, делиться, договариваться.

Также здорово, когда у старшего ребёнка есть свой уголок для уединения и отдыха, в который нет доступа назойливому малышу.

 

5. Запрет на негативные чувства друг к другу

 

Родители мечтают, чтобы их дети дружили и любили друг друга. Поэтому взрослых очень ранит, когда их дети ругаются и дерутся. Жалко каждого, сердце разрывается.

В моменты, когда у родителей много своих непереносимых чувств, они начинают запрещать детям испытывать их чувства: "Прекратите злиться, обижаться, вы же братья, должны уступать и любить друг друга!".

Но так как эмоции не подчиняются командам, запреты не останавливают переживания и чувства детей, а только усиливают их.

Родителям, наоборот, хорошо бы выслушать эмоции каждого ребёнка и помочь им разобраться в конфликте. Не бывает плохих эмоций, злость возникает, когда потребности ребёнка фрустрируются.

 

6. Семейные роли

 

Иногда родители не замечая того, отводят каждому ребенку свою роль: «Этот сын у нас бездельник и драчун, а этот – наша гордость, лучший ученик в классе». Дети только подрастают, у них лишь формируется характер, а взрослые уже загоняют их в рамки, приписывая роли, из которых очень сложно выйти. Иногда человеку приходиться прожить половину жизни, чтобы осознать, что он продолжает исполнять модель, которой его наградили в детстве. Старший ребенок не должен нести ношу «уступающего» всю жизнь, а младшему не стоит во всем потакать, как маленькому. Правила должны быть для всех детей едины. Учить заботливости стоит не только старшего ребенка, но и младшего. Для этого предлагайте им участвовать в играх, где проявляется забота, и меняться ролями. Например, полечить друг друга, покормить, переодеть, сделать прическу, помочь убрать или соорудить что-нибудь вместе. Поощряйте их совместную деятельность и хвалите за командную работу.

 

Об отношениях сиблингов будем говорить 24 мая на лекции "Ревность и агрессия между братьями и сёстрами!"

Приходите!

 

Подробности и регистрация: https://www.facebook.com/events/296143487477171??ti=ia

 

 

 

 

Поделиться в Facebook
Поделиться в Twitter
Please reload

Недавние посты
Please reload

This site was designed with the
.com
website builder. Create your website today.
Start Now